Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

При организации образовательного процесса в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В МБДОУ создана психолого-педагогическая служба сопровождения, которая совместно с воспитателями участвует в проектировании и организации образовательного процесса ребёнка с ОВЗ. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки алгоритма действий.

Для воспитанников с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы, основной целью которых является коррекция нарушений развития. Для каждого воспитанника с ОВЗ разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учётом особенностей развития ребенка и его возможностей.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Педагоги ДОУ формируют профессиональные компетенции по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и лиц с ОВЗ через различные формы образования. Для педагогических работников 2 раза в год проводятся инструктажи по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ.

В рамках образовательного процессасоздана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятияособенностей каждого ребенка.

Специально оборудованные учебные кабинеты

В ДОУ имеется специально оборудованный кабинет для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ - кабинет учителя-логопеда.

Он предназначен для:

-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.

-проведения с детьми подгрупповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений.

Для коррекционной логопедической работы в кабинете имеется необходимое диагностическое и реабилитационное оборудование, учебно-методические и наглядные пособия по звукопроизношению, фонетическому восприятию, лексическому запасу, по развитию связной речи, серии наглядных картинок, коррекционно-развивающие игры, игры и пособия для развития фонематического слуха, навыков слухового анализа, подготовки к обучению грамоте.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения практических занятий лицами с ОВЗ, в том числе инвалидами, используется все пространство учреждения: групповые комнаты, музыкально-физкультурные залы, кабинет учителя-логопеда, кабинет дополнительного образования, коридоры, прогулочные участки, спортивная площадка.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальное помещение для размещения библиотеки отсутствует, книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете ДОУ. Весь книжный фонд можно условно разделен на части и включает в себя:

- книги для воспитателя (методическая, в т. ч. по организации коррекционной работы и справочная литература);

- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;

- книгидля воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;

- книгидля совместного использования.

В группах также имеется подборка детской художественной и познавательной литературы с яркими иллюстрациями, аудио и видеотека. Используются электронные образовательные ресурсы для ознакомления детей с художественными произведениями.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В отдельном помещении учреждения оборудован физкультурный зал, совмещенный с музыкальным, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.

На территории ДОУ имеется спортивная площадка, оборудованная спортивно-игровым комплексом.На прогулочных участках все возрастные группы также имеют набор спортивного оборудования и инвентаря.

В каждой группе оформлены физкультурные уголки, в которых для организации двигательной деятельности имеются мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр. Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Во всех возрастных группах и на прогулочных участках создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями развития детей.

Педагоги ДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется различное игровое и коррекционное оборудование: массажные и координационные дорожки, набивные мячи, детские тренажеры, тактильные "соты", мягкие спортивные модули, релаксационное и сенсорное оборудование. оформлены «сенсорные уголки». Также используются современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).

Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ОВЗ осуществляется инклюзивно, с предоставлением детям возможности участия во всех дошкольных мероприятиях, направленных на всестороннее развитие ребенка.

При необходимости осуществляется индивидуальное сопровождение лиц с ОВЗ.


Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ учреждения для лиц с ОВЗ осуществляется в течение всего учебного года. Вход в здание не требует оборудования пандусом, т.к. не имеет ступеней. Рядом с входом размещен знак доступности для инвалидов со шрифтом Брайля и кнопкой вызова персонала учреждения.

Вход в здание хорошо освещен и оборудован контрастным цветовым обозначением.

На поверхности пола и стен имеются визуальные средства информации, используемые для вспомогательного управления движением и поведением посетителей – цветная разметка и цветографические указатели направления движения. Входы в группы оборудованы контрастным цветовым обозначением.

Лестницы имеют контрастную маркировку (полосы) на первой и последней ступенях марша с подступенками. По верху перилл во избежание падения имеется высокое ограждение.

Стеклянные двери эвакуационных выходов выполнены из ударопрочного материала и имеют яркую контрастную маркировку 9круг, диаметром 15 мм), расположенную на уровне глаз детей (1,2 м)

На территории учреждения обеспечена возможность ориентироваться через ограждение. Участки разделены линейными посадками кустарника и деревьев.

Вдоль участков имеются бордюры.

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично доступным для отдельных категорий инвалидов.

Специальные условия питания

Для детей, нуждающихся в лечебном и/или диетическом питании, в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП 2.4.3648-20,утверждёнными постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, разрабатывается индивидуальное меню для организации индивидуального питания.

По новым СанПиН типовая форма индивидуального меню не определена, поэтому ДОУ разрабатывает её самостоятельно.

Для постановки ребенка на индивидуальное питание родителю ребенка (законному представителю) рекомендуется обратиться к руководителю образовательной (оздоровительной) организации с заявлением (обращением или иной принятой в организации формой) о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, предоставив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.

На основании полученных документов, руководитель ДОУ, совместно с родителем (законным представителем) прорабатывает вопросы меню и режима питания ребенка; для детей с сахарным диабетом - контроля уровня сахара в крови и введения инсулина, особенности в организации питания, возможность использовании в питании блюд и продуктов, принесенных из дома.

Руководитель ДОУ информирует воспитателя и работников кухни о наличии в группе детей с заболеваниями - сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия; особенностях организации питания детей, мерах профилактики ухудшения здоровья и мерах первой помощи.

Для детей с пищевой аллергией к имеющемуся в организации цикличному меню разрабатывается приложение к нему с заменой продуктов и блюд, исключающих наличие в меню пищевых аллергенов.

Для детей, нуждающихся в диетическом питании,допускаетсяиспользованиеготовыхдомашнихблюд,предоставленных родителями детей. С этой целью в учреждении оборудовано специально отведенное помещение со столом и стульями, холодильником, для временного хранения готовых блюд ипищевойпродукции,микроволновой печьюдляразогреваблюд,раковинойдля мытьярук.


В учреждении имеется разработанное и утвержденное 10-дневное низкобелковое меню для питания детей с классической формой фенилкетонурии.

Низкобелковое 10-дневное меню Документ подписан электронной подписью Серийный номер 504074246255880625918708617174458765454418972427 Директор/Заведующий Меркулова Светлана Алексеевна Дата подписания документа 01.06.2023 17:45:34 (скачать) (посмотреть)

Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в учреждении имеется медицинский кабинет.Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября2013 г. N 822н. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница» медицинскими сотрудниками.

В учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией города Калуги (ТПМПК), функционирующей на базе МБУ «Центр «Стратегия» г. Калуги. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются в ТПМПК на дальнейшее обследование.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и детей с ОВЗ.


Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используются педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

Воспитанники, в том числе и дети с ОВЗ, являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на официальном сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение дошкольниками информации необразовательного характера.

ДОУ имеет технические возможности для обеспечения доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

На главной странице официального сайта учреждения размещены ссылки на ЭОР, к которым обеспечивается доступ родителей обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

- Официальный сайт Министерства просвещения России.

- Федеральный портал "Российское образование".

-«Культура.РФ» - гуманитарный просветительский проект, направленный на приобщение детей к культурному наследию. На сайте размещены видеоматериалы детских фильмов и спектаклей, собраны самые значимые и интересные произведения отечественной литературы.

- Другие источники.

Педагоги активно используют в организации образовательной и игровой деятельности такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, сайты для детей и их родителей, в том числе и для детей с ОВЗ.

Педагоги имеют доступ к сети Интернет и ЭОР с компьютеров в кабинете заведующего, старшего воспитателя.

Воспитанники не имеют доступа к сети Интернет.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Дети с ОВЗ, посещающие ДОУ, обучаются в группах общеразвивающей направленности. Они могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. В специальных технических средствах обучения по состоянию здоровья данные дети не нуждаются.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Наличие общежития, интерната для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития, интерната для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти